Рекомендации педагогам в период школьной адаптации

Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Очень важно, чтобы в этот период ребенок понимал, что все неудачи временные, и успех обязательно придет.

Крайне важно формирование адекватной самооценки, так как возраст пятиклассника-это начало младшего подросткового возраста. В этот сложный переломный период необходимо, чтобы ребенок чувствовал поддержку взрослых: учителей, родителей.

Эти рекомендации взяты из книги «Учитель и проблемы дисциплины» С.В. Кривцовой. Они достаточно просты и эффективны, помогут как учителям, так и родителям

 

Создание ситуации успеха как фактор мотивации обучения.

Стратегия 1.

  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
  • Рассказывайте об ошибках (нет людей, которые не ошибаются)
  • Ученики должны понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли»
  • Показывайте ценность ошибки как попытки («Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться»).

Стратегия 2. Формируйте у учеников веру в успех

  • Подчеркивайте любые улучшения
  • Объявляйте о любых вклада конкретного ученика в общее дело
  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников
  • (Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради).
  • Демонстрируйте веру в своих учеников
  • («Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать»).
  • Признавайте трудность ваших заданий
  • Обязательно хвалите ребенка, если он смог выбрать приемлемый способ поведения

 

Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов.

Постарайтесь отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом!

 

  • Не торопиться при объяснении нового материала, можно повторить лишний раз
  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы у детей не было страха проверки своих знаний, и они стремились отвечать на уроке
  • Если ребенок неправ, то разговаривайте о данном проступке, без негативного прогноза на будущее и не вспоминая прошлое
  • Вызывайте к доске по именам (всегда называть по имени)
  • Не используйте вызов к доске или проверку знаний как средство поддержания дисциплины

Используйте универсальные фразы, помогающие установить взаимопонимание:

 

Автор заметки О.М.Криворотова, школьный психолог

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *