Что значит «быть готовым к школе»?

Многие родители и даже воспитатели в детских садах убеждены в том, что самая главная подготовка к школе — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать, тогда ему будет легко в школе. Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.

Учитель начальных классов рассказала о своих наблюдениях.

В этом году набрала первый класс.  Столкнулась с тем, что дети не умеют слушать вопрос учителя, не умеют удерживать внимание даже в течении 5 -7 минут, они не могут  сосредоточиться, часто отвлекаются, не могут включиться в общий режим работы группы. Не хочу сказать, что раньше таких детей вовсе не было, но сейчас это половина класса.

Изучение проблем готовности детей к школе, посещавших ДОУ, показывает, что без затруднений в первом классе учатся менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, так как характеризуются низким уровнем адаптации к школьному социуму.

Многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать, тогда ему будет легко в школе. Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.

В 1 класс приходили разные дети. Одни уже читали, другие даже букв не знали. Но вторые очень быстро догоняли первых. А читающие порой даже отставали в обучении в итоге.  Если у ребенка будет развиваться внимание, различные виды памяти, воображение, он будет уметь высказывать свои мысли, задавать вопросы — ему, соответственно, будет легче вступать в контакт, вести диалог и учиться рассуждать. И значит, он будет готов к обучению. А еще важным моментом в подготовке дошкольника должна стать работа психолога, когда мы закладываем положительную мотивацию к учению.

Мне кажется, если ребенка научить читать, так как это делает учитель в школе, то ребенок, конечно, будет увереннее себя чувствовать на уроках при работе с книгой. Но, как правило, многие родители не умеют учить читать. А научить читать правильно потом труднее.
Отсюда и пойдут все проблемы и ошибки в обучении.

Вот чему учить нужно при подготовке к школе, так это:
1.  Сосредотачиваться на задании. Слушать, понимать и точно выполнять словесные инструкции воспитателя. Выработать представление о занятиях, как о важной деятельности для приобретения знаний.

2. Развивать мелкую моторику. Проблема детей, поступающих в школу — это слабо развитая мелкая моторика руки, неправильное удержание ручки, очень сильный нажим. Отсюда возникает быстрое утомление мышц. Для решения этой проблемы пусть ребенок выполняет такие задания, как обвести по контору,  заштриховать разными способами (по горизонтали, по вертикали, наискосок), передать форму (вычерчивая ровную линию или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Такая подготовка к школе также очень важна.

3. Умению ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), ориентироваться на клетках, видеть отдельные клетки. Очень много времени и сил приходится тратить на уроке, чтобы сориентировать первоклассника в тетради.

4. Играть в игры, где есть четкие правила. Дети приходят в 1 класс, не умеют соблюдать правила игры, а это то, что очень помогает при обучении в школе.

5. Необходимо задолго до школы учить ребенка реагировать на замечания, считаться с желаниями окружающих, учить управлять своими эмоциями. Хорошо если в семье все благополучно, и ребенок все это видит на правильном примере родителей, родственников. Нужно учить ребенка слышать взрослого с первого раза. Учить говорить после того, как выслушал собеседника.

6. Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня. Не надо забывать, что школа – это не только обучение, это еще и пребывание в ней. Уметь  одеваться и раздеваться, переодеваться на уроках физкультуры (включая пуговицы и шнурки); знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; знать свои вещи и уметь их собирать в портфель. Причем, делать это аккуратно. А если научить ребенка переодеваться быстро на физкультуру, при этом аккуратно развешивать свои вещи, то будет просто замечательно.

Может, кому-то это покажется смешным, но это, как правило, те действия, которые первоклашки и не умеют делать. Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. Бывает,  мне  не хватает даже перемены,  чтобы помочь всем своим ученикам приготовиться к следующему уроку.

Если выделить главную мысль из всего сказанного мною  по вопросу подготовки детей к школе, то лучше сказать словами детского психолога  Л. А. Венгера  «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *