Челябинский колхозник

57156_900-1 А вы знали, что танк с нехитрым названием «Челябинский Колхозник» – является… одним из главных символов победы в переломной для Второй мировой войны Сталинградской битве?

Уже более чем 70 лет этот «железный герой» находится на вечном покое на одном из склонов Мамаева Кургана.
История этого танка началась в 1942 году… 12 декабря колхозники Челябинской области, зная по сводкам информбюро о тяжелых боях в Сталинграде, выступили с инициативой отдать все свои сбережения на строительство танков, которые в городе на Волге нужны были, как воздух. На страницах газеты «Челябинский рабочий» появляется призыв: «Товарищи колхозники, переводите деньги в фонд постройки танков на счет 14031».
Крестьяне несли все, что накопили за свою жизнь, чтобы помочь фронту. Например, в одном из выпусков той же газеты сообщается: «Весомый взнос делают труженики города Миасса — 4 килограмма золотом и 185 тысяч рублей деньгами». Были и «личные рекорды». Так, например, комбайнер Нижне-Санарской МТС Троицкого района А. Родько внес 40 тысяч рублей. По тем временам хватило бы скупить несколько хороших домов…

57156_900

Всего за время сборов средств челябинские колхозники собрали 90 миллионов рублей(!) Даже сегодня это очень большая сумма. В годы войны она была по-настоящему баснословной.
Заказ на 150 челябинских танков Т-34 поступил уже 20 декабря 1942 года, а в новогоднюю ночь их уже погрузили на платформы и отправили по железнодорожным путям в самое пекло боев Великой Отечественной Войны – в Сталинград.
Через 5 дней 55 челябинских танков передали на укомплектование формировавшейся танковой бригаде генерала Ивана Чистякова.
И кто бы мог подумать, что уже через считанные недели одному из этих «железных колхозников» была уготована судьбой важнейшую роль в истории ВСЕЙ войны.

57417_900
Советским командованием была поставлена очень амбициозная задача: гигантский танковый клин должен был расчленить войска немецко-фашистских захватчиков на две части: южную — в центральной части города, и северную — в районе заводов «Баррикады» и тракторного. И тогда появлялся реальный шанс – уничтожить врага и прекратить его продвижения на восток, вглубь страны.
26 января 121-ая отдельная танковая бригада в составе 21-й Армии с боями пробивается навстречу к 62-й Армии, оборонявшей Сталинград.
А в самом наконечнике этого копья, принимая на себя главные удары противника, – командирский танк под номером 18, со скромным названием… «Челябинский колхозник». Экипажем передовой «тридцатьчетверки» командует лейтенант Николай Канунников. В составе бригады механик-водитель старшина Николай Макурин, радист — солдат Семеновых. За башню отвечает солдат Колмогоров.

57827_900
По воспоминаниям бойцов, не думая о смерти, они шли вперед буквально «топча» вражеские огневые точки и орудия.
И свою боевую задачу они выполнили, первыми сомкнув железное кольцо окружения. А уже 2 февраля бои в Сталинграде прекратились. Город был отбит.
В память об этом событии было решено установить памятную табличку. На обычной «жестянке» советские солдаты сварочным аппаратом написали о подвиге челябинской брони.

Chelyabinsk_kolkhoznik_tank
Однако на этом свой боевой путь «Челябинский колхозник» №18 не закончил. И только в 1944 году, когда полностью «выработал все свои возможности» прибыл на вечную «стоянку» к месту своего легендарного боя. Боя, в котором стал настоящим символом военной операции, перевернувшей все в войне в нашу пользу.
К сожалению, в живых из экипажа остался только Николай Макурин.

В 1942 году за бой за высоту 213,3 южнее станицы Клетская был представлен к ордену Красная звезда. За своевременное пополнение топливом и ГСМ в бою 20 августа 1944 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени, однако командир бригады изменил награду на медаль «За отвагу». ( источник)

Командиру танка Н. Канунникову присвоено звание Героя Советского Союза.

237154_600
Кстати, уже спустя несколько десятилетий, Николай вновь приезжал в Сталинград для празднования очередного юбилея Победы. И, конечно, не смог сдержать слез, увидев своего «старого боевого товарища».
В 1990-х годах памятник пришел в запустение. Однако в 2014 власти Волгограда произвели небольшой косметический ремонт знаменитого танка.
И сейчас он продолжает напоминать потомкам о подвиге челябинских колхозников, которые отдав все, что у них есть, положили на чашу весов противостояния Советского Союза и фашистской Германии, казалось, бы крупицу – чуть больше сотни танков. Однако так вышло, что именно эта крупица стала решающей. И склонила чашу весов в нашу пользу…

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарии

  1. Перед тем, как разместить материал, вы хоть проверяйте достоверность.
    Механик-водитель старшина Николай Ермилович Макурин в 1942 году за бой за высоту 213,3 южнее станицы Клетская был представлен к ордену Красная звезда. За своевременное пополнение топливом и ГСМ в бою 20 августа 1944 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени, однако командир бригады изменил награду на медаль «За отвагу».
    А Орденом Мужества Макурин Н.Е. никак не мог быть награждён, т.к учреждена эта награда была 2 марта 1994г., а перове награждение было осуществлено 11 ноября 1994г.
    А то у вас военнослужащий РККА каким-то чудом оказывается награждённым современной наградой.
    Не позорьтесь, исправьте статью.

    • “Весь экипаж танка погиб на Курской дуге, только мой прадед остался жив и дошел до конца войны, он кавалер Ордена Мужества.” – об этом сообщил его правнук Макурин А. -http://sima-land.livejournal.com/16199.html
      Спасибо за подсказку. Информация, которую представили родственники, в данном случае правнук, мы посчитали достаточно достоверной.